Защита трудящихся: обеспечение индивидуальными средствами безопасности

Медицинская спецодежда

Нормы выдачи спецодежды работникам системы здравоохранения

Медицинская одежда для персонала лечебных организаций выдается в соответствии с постановлением Министерства труда и соц. защиты РБ от 28 сентября 2021 г. № 108 «О внесении изменений в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 1 сентября 2021 г. N 129», которое вступило в силу 24 января 2021 года:

Санитар(ка), сестра-хозяйка, уборщики, укладчики-упаковщики, врачи, научные сотрудники, сотрудники лабораторий, помощник врача, мед. сестра, в обязательном порядке получают халат из хлопка один на 12 месяцев, головной убор, фартук и медицинские перчатки до износа. В зависимости от профессии и должности выдаются дополнительные единицы халатов различных материалов: халат хлопковый из антистатической ткани, с кислотозащитным покрытием, халат противочумного образца, полухалат пластикатовый. Также при работе в определенных условиях предусмотрена выдача нарукавников, обуви, костюмы сапоги, респираторы, маски, пижамы, комбинезоны, очки рентгенозащитные.

Нормы выдачи СИЗ: таблица НПА по профессиям

Приказом № 997н регламентирована выдача СИЗ по профессиям, типовые нормы выделения средств безопасности которым связаны с выполнением ими работ под воздействием вредных и опасных факторов, высокой температуры и загрязнений.

О чем пойдет речь

По направлениям экономической деятельности каждый раздел регулируется своими отдельными нормативными правовыми актами, к примеру, принципы, по которым выдают средства защиты на деревообрабатывающем производстве, регламентируются Постановлением Минтруда № 61 от 08.12.1997, а строительные, строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы — Приказом Минздравсоцразвития № 477 от 16.07.2022. Кроме того, законодательством допускается издание работодателем собственных нормативных актов, регламентирующих выдачу СИЗ на предприятии при условии, что эти стандарты будут улучшать положение работника.

N 68 Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций здравоохранения и социальной защиты населения, медицинских научно-исследовательских организаций и учебных заведений, производств бактерийных и биологических препаратов, материалов, учебных наглядных пособий, по заготовке, выращиванию и обработке медицинских пиявок

Согласно приказу Минсоцполитики от 29.11.2022 № 1804 с 15.02.2022 действуют обновленные требования к использованию средств индивидуальной защиты медработников — Минимальные требования безопасности и охраны здоровья при использовании работниками средств индивидуальной защиты на рабочем месте медработников.

Нормы выдачи сиз для медработников

Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты гражданскому персоналу, рабочим и служащим органов управления и подразделений пожарной охраны, подразделений и организаций, участвующих в предупреждении чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также иным работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, согласно приложению N 1;

Стандартами определено, что медицинские перчатки могут изготавливаться как из натурального латекса, так и из синтетических материалов. К одноразовым перчаткам относятся все и синтетические, и латексные перчатки. Повторное использование одноразовых перчаток и их стерилизация недопустимы, так как они деструктуризируются и теряют свои защитные свойства.

  • мероприятия по повышению уровня знаний медработников за счет регулярных обучающих семинаров и конференций
  • контроль за соблюдением санитарно-противоэпидемического режима в рамках производственного контроля по всем параметрам
  • обеспечение соответствующих условий труда и обязательное использование качественных индивидуальных средств защиты.

Порядок обеспечения

Для всех работодателей порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты определен приказом 290Н.

Выдача происходит при наличии:

  • результата специализированной оценки условий труда сотрудника;
  • подтверждения соответствия требованиям безопасности.

Выдавая предметы защиты, работодателю следует соблюдать определенный алгоритм:

Шаг 1. Издать приказ о предоставлении работникам средств индивидуальной защиты.

Шаг 2. Убедиться в том, что оно подходит работнику по размеру и соответствует условиям деятельности.

Шаг 3. Заполнить личную карточку, учитывающую выдачу, по установленной форме (на усмотрение работодателя): на бумажном носителе или в электронном виде.

Работодателем на предприятии ведется оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, оформляется в дальнейшем в личной карточке по учету выдачи СИЗ.

Шаг 4. Установить срок использования с момента выдачи (продление срока не предусмотрено).

Шаг 5. Выдать предметы под подпись (при электронной версии делают ссылку на документ, где сотрудник ставил подпись в получении). Возможна выдача через вендинговое оборудование (средства простой конструкции, для которых не нужен инструктаж).

Шаг 6. По истечении срока использования списать.

Запрещены к покупке и выдаче средства при:

  • отсутствии декларации о соответствии и(или) сертификата соответствия;
  • истечении срока действия указанных документов;
  • отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения или свидетельства о государственной регистрации дерматологических СИЗ.

Типовые нормы выдачи спецодежды 2021 по профессиям

Издержки работодателя на закупку спецодежды могут быть компенсированы за счет исчисленных к уплате страховых взносов на травматизм. Но если предприятие не обеспечит персонал необходимым минимумом вещей, которые положены регламентом производственного процесса на рабочих объектах и типовыми нормами выдачи спецодежды по профессиям на 2021 год, это будет расцениваться как нарушение трудового права: необходимость бесплатной выдачи спецодежды обусловлена мероприятиями по созданию безопасных условий труда.

Работодатель обязан обеспечивать ряд своих специалистов и должностных лиц спецодеждой. И для разных сотрудников предусмотрены индивидуальные лимиты по снабжению их определенными вещами. То есть нормы выдачи спецодежды по профессиям в 2021 году регламентированы законодательно. Руководство предприятий может корректировать их только в сторону увеличения.

Типовые нормы выдачи спецодежды по профессиям

Типовые нормы предусматривают особенности применения спецодежды во всех экономических отраслях, а точнее, в 195 основных профессиях, которые встречаются практически в любой отрасли. Для каждой из этих профессий приводятся конкретные предметы, составляющие комплект спецодежды, и уточняются сроки ее носки – 1 год или до естественного износа. Позволительно удваивать норму одновременно со сроками. То есть если, например, работнику полагается два защитных комбинезона в год, можно выдать 4 комбинезона сроком на два года.

Спецодежда относится к средствам индивидуальной защиты (СИЗ). Она разработана не для отличий или идентификации, а прежде всего для обеспечения безопасности при совершении трудовой деятельности. Спецодежда («спецовка») призвана осуществлять профилактику повреждения здоровья работников, если особенности их профессии могут такое спровоцировать.

Типовые Нормы Выдачи Спецодежды 2021 Медработникам Приказ

Постановление Минтруда РФ от 29 декабря г. В соответствии с Положением о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации пункт 8. N , Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам: организаций авиационной и оборонной промышленности согласно приложению N 1;организаций бытового обслуживания согласно приложению N 2; жилищно-коммунального хозяйства согласно приложению N 3; лесозаготовительных, лесосплавных, лесоперевалочных,.

N 68 Типовые отраслевые нормыбесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций здравоохранения и социальной защиты населения, медицинских научно-исследовательских организаций и учебных заведений, производств бактерийных и биологических препаратов, материалов, учебных наглядных пособий, по заготовке, выращиванию и обработке медицинских пиявок 17 декабря г.

Обеспечение СИЗ в условиях коронавируса

Для снижения риска заражения в соответствии с законодательством обеспечение спецодеждой и средствами индивидуальной защиты работников обязательно для сотрудников:

  • системы здравоохранения и социальной сферы (Постановление Минтруда №68 от 29.12.1997);
  • аптечных учреждений (Приказ Минздрава №309 от 21.10.1997).

В связи с пандемией Главный санитарный врач РФ утвердил Постановление №9 от 30.03.2020, дополнив перечень. По нему обеспечивать СИЗ необходимо еще и сотрудников:

  • общественного транспорта;
  • транспортно-пересадочных узлов;
  • мест с массовым пребыванием граждан.

Письмом №02/6673-2020-32 от 11.04.2020 Роспотребнадзор определил необходимость применять СИЗ в деятельности работников сферы услуг.

Регионы устанавливают требования для организаций в зависимости от ситуации. Работодатель обязан создавать безопасные условия для работников, включая выдачу СИЗ. Основанием для приказа по выдаче средств защиты в условиях пандемии становится ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999. Статья 11 Закона обязывает работодателей всех форм собственности исполнять указания Санэпиднадзора и обеспечивать безопасность людей на работе.

Глава Минпромторга Денис Мантуров разъяснил руководителям регионов следующее: предприятия, которые продолжают функционировать, обязаны предоставить сотрудникам средства защиты. Работодатели обязаны купить маски, антисептики и выдавать их по нормативам.

Органы власти регионов в соответствии с рекомендациями, с учетом обстановки, ввели масочные режимы (Указ мэра г. Москвы №55-УМ от 07.05.2020) на территориях действующих учреждений. Перчатки надевают, посещая места общего использования и при касании ручек дверей, поручней и т. п.

Губернатор Нижнего Новгорода Указом №97 от 06.03.2020 обязал предприятия выдавать маски и перчатки сотрудникам.

Таким образом действующие предприятия региона обеспечивают безопасность работников.

Когда нужен перечень СИЗ, которые подлежат испытаниям и проверке

В случае установления в эксплуатационной или иной документации сроков испытания и (или) проверки исправности СИЗ работодатель в период эксплуатации СИЗ обеспечивает их проведение, а также своевременную замену частей СИЗ с понизившимися защитными свойствами.

Перечень СИЗ, подлежащих испытаниям и проверке, разрабатывает и утверждает работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при его наличии).

Средства индивидуальной защиты должны быть соответствующим образом учтены и содержаться в технически исправном состоянии с организацией их обслуживания и периодических проверок, указанных в документации (инструкции) изготовителя СИЗ.

Необходимо проводить постоянную проверку исправности СИЗ и своевременную замену элементов, компонентов или подсистем с утраченными защитными свойствами.

Важно! Динамические и статические испытания СИЗ от падения с высоты в эксплуатирующих организациях не проводятся, также как не проводятся испытания электрозащитных средств без оборудованной электролаборатории. Для этих испытаний необходимо получение разрешительной документации, а если ее нет, то испытания проводятся в специализированных испытательных лабораториях

Выдача и учет СИЗ

Бесплатная выдача работникам СИЗ – это прямая обязанность работодателя (ст. 214 ТК РФ).

Выдача работнику СИЗ производится по единым типовым нормам с учетом его антропометрических данных и пола.

За выдачу, учет и хранение СИЗ отвечают работники, которым это вменили в должностные обязанности. Как правило, это руководители подразделений, бухгалтеры, специалисты по охране труда. Так, согласно профессиональному стандарту, специалист по охране труда отвечает за координацию работы по обеспечению работников СИЗ и информирование.

Перед выдачей работник должен ознакомиться с перечнем выданных ему СИЗ и пройти обучение использованию СИЗ, требующих такого обучения. Данная обязанность работника прописана в ст. 215 ТК РФ.

Таким образом, необходимо создать приказ, в котором будут прописаны внутренние нормы выдачи СИЗ для каждой профессии в организации. Целесообразно подготовить ведомость ознакомления с этим приказом. В ней сотрудник, после ознакомления с нормами выдачи и прохождения обучения (инструктажа) ставит свою подпись и пишет «С нормами выдачи СИЗ и правилами их использования ознакомлен».

Выдача (возврат) средств индивидуальной защиты фиксируется в личной карточке учета выдачи СИЗ. Она заполняется в бумажном или электронном виде, и по сути, является подтверждающим документом. Также ведется журнал учета выдачи СИЗ – это ведомость, в которой указаны работники, получившие средства индивидуальной защиты.

Существуют средства защиты, потребность в которых появляется только при определенных видах работ. Они называются “дежурные СИЗ”. Согласно Приказа 766н “Порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты”, дежурные СИЗ закрепляются за определенным рабочим месте (объекте), и применяются несколькими работникам поочередно только во время выполнения тех работ, для которых эти СИЗ предназначены.

Какими документами регулируются нормы выдачи СИЗ работникам

Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты утверждены Приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н (ред. от 12.01.2015) о введении в действие «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты и в целях совершенствования порядка обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты». В этом приказе содержатся инструкции:

  • о порядке выдачи СИЗ;
  • правилах их применения.

Также перечислены требования по их хранению и уходу.

В Приложении к Приказу приведена личная карточка учета по выдаче СИЗ. При необходимости, помимо унифицированных первичных документов учета, организация может применять самостоятельно разработанные формы первичных документов, но работодателю нужно обязательно закреплять их в учетной политике.

Если работодатель вводит самостоятельные нормы, об этом издается отдельный приказ об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты, в основу которого закладываются результаты аттестации рабочих мест по условиям труда с учетом мнения профсоюзной организации. Дополнительные нормы обеспечения могут быть включены в трудовой договор с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников защитными средствами.

Rate article